Антимонопольный комплаенс: практика внедрения и эффективность использования
Федеральным законом от 01.03.2020 № 33-ФЗ введено регулирование антимонопольного комплаенса — системы, обеспечивающей соответствие деятельности предприятия/организации антимонопольному законодательству. Комплаенс-контроль призван предотвратить картелизацию, уберечь компании от многомиллионных штрафов, а должностных лиц от уголовного преследования за ограничение конкуренции. Налаженная система комплаенс-контроля снижает вероятность антимонопольных нарушений и их масштаб, экономит затраты на юристов и оплату возможных штрафов. Антимонопольный комплаенс обязателен для федеральных и региональных органов власти, для коммерческих предприятий он пока остается добровольным. Тем не менее комплаенс-системы уже сейчас действуют во многих крупных компаниях.
Цель семинара разъяснить порядок реализации новых требований, дать рекомендации для снижения рисков нарушений Федеральных законов 135-ФЗ «О защите конкуренции», 44-ФЗ «О контрактной системе», 223-ФЗ «О закупках»; разъяснить порядок организации внутреннего контроля для обеспечения профилактики и предупреждения нарушений.
Семинар предназначен для специалистов по комплаенсу, риск-менеджменту и внутреннему аудиту, сотрудников службы безопасности, руководителей юридических департаментов предприятий и организаций, государственных корпораций и госкомпаний; компаний, являющихся субъектами естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, унитарных предприятий и автономных учреждений, хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля государственного участия превышает 50%.
На семинаре выступят: сотрудники Правового управления ФАС России, Управления по борьбе с картелями ФАС России, Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, сотрудники подразделений по управлению регуляторными рисками крупных компаний, эксперты Ассоциации антимонопольных экспертов, адвокаты, руководители Антимонопольной практики юридических компаний.
Программа ОНЛАЙН-СЕМИНАРА:- Методы выявления и оценки антимонопольных рисков. Методические рекомендации по созданию и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Практические меры по соблюдению антимонопольного законодательства. Распоряжение Правительства РФ от 18 октября 2018 г. № 2258-р. Приказ ФАС от 05.02.2019 № 133/19. Источники информации, рекомендуемые для анализа возможных нарушений. Рекомендации по составлению «карты рисков» и «дорожной карты» по снижению антимонопольных рисков.
- Новые требования к внутренним процедурам, положениям и документам введенные ФЗ №33-ФЗ от 01.03.2020. Критерии эффективности функционирования системы антимонопольного комплаенса. Порядок проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с деятельностью компании/заказчика. Меры по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства. Меры по контролю за работой комплаенса. Порядок ознакомления работников заказчика с внутренними документами. Сведения о должностном лице, которое отвечает за работу комплаенса. Дополнительные требования к организации работы комплаенса.
- Методические рекомендации по внедрению внутреннего контроля соблюдения антимонопольного законодательства, и законодательства, регулирующего закупочную деятельность. Профилактика и предупреждение нарушений организациями требований Федерального закона 135-ФЗ «О защите конкуренции». Роли, задачи и структура комплаенс-функции. Комплаенс-система и ее элементы. Взаимодействие функции комплаенс с другими подразделениями. Линии защиты.
- Порядок согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Контроль ФАС России.
- Картели и иные виды сговоров на торгах и товарных рынках. Возможности использования антимонопольного комплаенса для защиты от внутренних и внешних рисков нарушения антимонопольного законодательства. Доминирующее положение, соглашения и согласованные действия, нарушения с участием органов власти, недобросовестная конкуренция. Сговоры на торгах, типичные схемы реализации и пресечения. Рассмотрение реальных кейсов. Внешние и внутренние риски нарушения антимонопольного законодательства. Формирование первичной карты рисков для обеспечения требований антимонопольного законодательства.
- Рекомендации по построению систему контроля закупок. Профилактика и предупреждение нарушений организациями требований Федеральных законов 44-ФЗ «О контрактной системе», 223-ФЗ «О закупках». Проведение внутренней экспертизы. Ответственность исполнителей – поставщиков госзаказа за ненадлежащее исполнение государственного контракта. Меры воздействия, принимаемые государственным заказчиком и контролирующим органом за ненадлежащее исполнение условий государственного контракта. Как не допустить административной и уголовной ответственности при исполнении госзаказа.
- Антидемпинговые меры в сфере закупок: практика применения.
- Рекомендации по анализу потенциальных рисков, сопутствующих процессам деятельности компании. Рекомендации по оценке действующей системы предупреждения антимонопольных рисков. Проведение оценки и переоценки рисков и ответственные лица.
- Анализ действующих внутренних документов, касающихся вопросов антимонопольного комплаенса. Рекомендации по изменению существующих документов с целью приведения их в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства.
- Санкционный комплаенс: как минимизировать риски в свете постоянных изменений.
- Области автоматизации комплаенс-функции. Условия автоматизации процессов комплаенс. Цифровые инструменты для эффективного функционирования программы комплаенс.
- Антимонопольное регулирование товаров, произведенных с использованием результатов интеллектуальной деятельности (РИД) (законопроект ФАС РФ).
- Судебная и административная практика антимонопольного комплаенса. Поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Актуальные судебные кейсы в рамках антимонопольного правового регулирования. Самооценка компанией эффективности системы антимонопольного комплаенса.
- Комментарии по делам с признаками сговоров при реализации Национальных проектов. Результаты анализа региональных планов мероприятий по исполнению Национальных проектов. Случаи уклонения от конкурентных процедур при проведении закупок, нарушений при предоставлении субсидий и заключении запрещенных соглашений.
- Внедрение риск-ориентированного подхода при организации контроля (надзора). Порядок проведения плановых и внеплановых проверок. Правила отнесения деятельности к определенной категории риска. Практика использования проверочных листов. Перечень примерных вопросов при проведении плановой проверки.
- Риск-ориентированное планирование и построение внутреннего контроля. Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса. Отработка практических навыков выявления, оценки и выработки мероприятий по реагированию на риски. Алгоритм классифицированного реестра рисков, построения карт рисков, расчета присущего и остаточного уровня рисков, разработки контрольных процедур, индикаторов рисков, системы отчетности.
- Документирование результатов внутреннего аудита. Использование результатов внутреннего аудита в текущей деятельности предприятия.
- Ответы на вопросы.
Очное участие по адресу: Москва, Славянская площадь, д.2/5/4, Дом Металлургов, 5 этаж, конференц-зал.
Стоимость on-line трансляции: 23 580 руб. (НДС не облагается)
Наши партнеры Эксперты «РФОП»
Российский Фонд образовательных программ «Экономика и Управление» - узнаваемый бренд, подтвержденный 14-летним опытом работы на рынке образовательных услуг и рекомендациями государственных и бизнес-структур. Российский фонд - некоммерческая организация, созданная в 2003 году в Москве. Ежегодно в мероприятиях Российского Фонда принимают участие свыше 10 000 человек.
Среди экспертов Российского Фонда: представители Госдумы, Совета Федерации, министерств и ведомств (Минфин, Минобороны, Минпромторг, ФАС, ФНС, Роспотребнадзор и др.), эксперты Верховного суда, судьи арбитражной системы.
Программы Российского Фонда отличает неизменная актуальность и ориентация на практические проблемы ведения бизнеса. Российский Фонд предлагает высокую профессиональную компетенцию лекторов, информацию только «из первых рук», максимально структурированное изложение и рекомендации экспертов. Палитра форматов мероприятий разнообразна: от онлайн-трансляций до зарубежных стажировок.
В результате обучения специалисты компаний намного эффективнее справляются с поставленными перед ним задачами, а главное — способны планировать и выстраивать работу подразделений с учетом важнейших стратегических целей, стоящих перед бизнесом в целом.