НИОКР: сложные вопросы учета расходов, выполнение НИОКР по Госконтрактам. Порядок признания расходов на нематериальные и материальные объекты, полученные в результате НИОКР
Даты и время проведения: 29 – 30 мая 2023 года, 10:00 – 17:00
В 2022 году произошли важные изменения налогового законодательства, вызванные санкциями: принят инвестиционный налоговый вычет, предоставляются государственные субсидии и льготы по налогам, возобновлено действие льготы по налогу на прибыль в отношении доходов в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных в ходе проведенной инвентаризации. Приказам Минфина России от 30 мая 2022 г принято новое ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы», которое обязательно к применению, начиная с отчетности за 2024 год, но начать применять его можно ранее этого срока. Новым ФСБУ расширен состав капитальных вложений. К ним также относятся:
затраты на приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (в том числе в соответствии с лицензионными договорами), предназначенные для использования в качестве объектов нематериальных активов; · создание объектов нематериальных активов, в том числе в результате выполнения НИОКТР; улучшение объектов нематериальных активов; приобретение прав на осуществление отдельных видов деятельности согласно специальному разрешению (лицензии).
Цель семинара - помочь бухгалтерам промышленных и инновационных компаний разобраться в проблемных вопросах учета и налогообложения НИОКР и НМА в соответствии с последними изменениями и рассмотреть:
- особенности принятия к учету объектов интеллектуальной собственности по результатам выполнения государственных контрактов;
- особенности учета целевого (бюджетного) финансирования расходов и предоставления субсидий на НИОКР;
- практику получения субсидий из бюджета: восстановление сумм входного НДС, требования контролирующих органов;
- порядок признания, отражения и списания расходов, связанных с НИОКР;
- требования к договорной документации и подтверждающим документам;
- практику контроля ФАС России по спорным вопросам коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, созданных по госзаказу.
Семинар предназначен для главных бухгалтеров, специалистов по учету НМА, специалистов отделов бухгалтерского и налогового учёта НИОКР, сотрудников финансово-бухгалтерских служб предприятий, научно-исследовательских и проектных организаций, руководителей научно-технических центров.
На семинаре выступят: Генеральный директор Института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса, д.э.н., профессор, Академик РАЕН, МАГИ, чл.-корр. Академии инженерных наук им. А. М. Прохорова, эксперт ВОИС, эксперт «Фонда «Сколково», судебный эксперт, начальник отдела правовой экспертизы Юридического управления в сфере ГОЗ ФАС России, аттестованный аудитор, АССА, генеральный директор ООО «Форос Аудит», Руководитель налоговой практики, адвокат юридической фирмы «Инфралекс» и другие эксперты-практики.
Программа:
- Новый Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы" Изменения в ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения": комментарии к Приказам Минфина России от 30 мая 2022 г. N 86н и 87н. Новый порядок учета отдельных видов затрат при признании капитальных вложений в нематериальные активы. Новый порядок учета капитальных вложений при создании объекта нематериальных активов в результате выполнения НИОКР. Новые объекты нематериальных активов. Новое в учете малоценных нематериальных активов и изменения в порядке их учета. Порядок определения инвентарных объектов. Правила амортизации, переоценки и обесценения. Состав информации, раскрываемой в отчетности.
- Проведение НИОКР как процесс создания охраноспособных объектов интеллектуальной собственности (ОИС), так и не обладающих охраноспособностью результатов интеллектуальной деятельности (РИД), учитываемых в качестве расходов на НИОКР в категории внеооборотных активов. Методологическая база при проведении НИОКР. Письмо Минфина России от 29.04.2020 № 02-07-10/35117 «Об отражении в бюджетном учете расходов на выполнение научно-исследовательских работ». Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 01.04.2020 № 03-03-07/25868 Об учете для целей налогообложения прибыли расходов на НИОКР. Способы проведения НИОКР: выполнение НИОКР собственным подразделением организации, либо с привлечением другого юридического лица – исполнителя. Учет расходов на НИОКР у исполнителя и заказчика. Раздельный учет результатов НИОКР для формирования самостоятельной инвентарной единицы учета, порядок его проведения. Необходимость формирования стоимости опытных образцов при проведении ОКР с целью их дальнейшего учета как материальных объектов. Постановка инвентарных единиц учета на баланс на основании первичных бухгалтерских документов, в формате которых определяется их первоначальная стоимость, ее документальное сопровождение. Порядок уменьшения (списание) стоимости результатов НИОКР – РИД в процессе их жизненного цикла. Отражение в учете расходов на НИОКР, не давших положительного результата, а также не пригодных РИД к дальнейшему использованию. Особенности налогового учета расходов на НИОКР в свете нового законодательства. Создание резерва предстоящих расходов на НИОКР в рамках налогового учета. Стандарт МСФО (IAS) 38 - Неосязаемые активы в отношении учета расходов на НИОКР.
- Бухгалтерский учет нематериальных активов (НМА) – охраноспособных объектов интеллектуальной собственности, их классификация, условия, единовременное выполнение которых необходимо для принятия НМА к учету. Способы поступления НМА в организацию. Документальное сопровождение поступления НМА на баланс организации. Возможность переоценки стоимости НМА. Способы начисления амортизации НМА. Порядок распоряжения правами на НМА на основании лицензионных и других договоров. Способы выбытия НМА и их налоговые последствия. Учет НМА в рамках системы стандартов МСФО. Стандарт МСФО (IAS) 38 и его отличие от Российской системы бухгалтерского учета (РСБУ) в области учета НМА. Инициативная инвентаризация интеллектуальной собственности как единственный способ постановки на учет неучтенных ОИС. Порядок проведения инициативной инвентаризации НМА. Льготы по налогообложению налогом на прибыль при постановке на бухгалтерский учет ОИС, выявленных при инвентаризации.
- Судебная практика и практика ФАС России по спорным вопросам распоряжения интеллектуальной собственностью и НИОКР, проводимых в сфере госзаказа. Основания проведения проверок и возбуждения дел о нарушении законодательства в сфере ГОЗ, антимонопольного законодательства, в том числе признаки нарушений при выполнении НИОКР. Порядок проведения проверок и заседаний комиссии контролирующего и антимонопольного органа. Примеры работы комиссий. Нарушения, выявляемые работниками контролирующего органа при выполнении НИОКР оборонного назначения, а также связанные с распоряжением исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности. Действия по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и злоупотребление правом. Судебная практика и практика ФАС России по спорным вопросам применения интеллектуальной собственности и выполнения НИОКР, проводимых в сфере ГОЗ. Процессуальные аспекты обжалования решений (предписаний) контролирующего и антимонопольного органа.
- Оценка стоимости результатов интеллектуальной деятельности. Нормативная база оценки. Критерии признания исключительных прав на ОИС в качестве НМА. Цели оценки: постановка на баланс, трансферт, оптимизация активов, ущерб. Стандарты стоимости, используемые в оценке: ФСО-1, ФСО-2, ФСО-3, ФСО-11. Оценка рыночной стоимости. Согласование результатов оценки, полученных различными методами. Метод дисконтирования денежных потоков. Затратный подход к оценке ИС и НМА. Методы оценки для целей бухгалтерского учета. Способы и особенности проведения стоимостной оценки прав на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения и правила их постановки на бухгалтерский учет. Оценка для целей привлечения инвестиций. Оценка коммерческого потенциала. Критерии отбора для инвестирования инновационных программ. Управление стоимостью активов. Об оценке и составлении реестра интеллектуальных миллиардеров. Особенности их воспроизводства и продвижения на рынке высоких технологий.
- Поступление ОИС по результатам выполнения государственных контрактов. Учет государственного финансирования расходов на НИОКР. Учет целевого (бюджетного) финансирования расходов на НИОКР, предоставления субсидий на компенсацию части затрат на проведение НИОКР (ПП РФ от 12.12.2019 N 1649 (ред. от 26.02.2021).
- Особенности налогообложения налогом на прибыль при выполнении НИОКР. Особенности признания расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки для целей налогообложения прибыли. Учёт и классификация расходов, связанных с выполнением НИОКР. С 1 января 2022 г. вводится льгота по налогу на прибыль (20%) в отношении доходов в виде появления имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Особенности классификации расходов на НИОКР в целях налогообложения прибыли. Возможность применения повышающих коэффициентов при учете затрат, связанных с выполнением НИОКР. Особенности налогового учета расходов на НИОКР, принимаемых для целей налогообложения с повышающим коэффициентом 1,5. Порядок составления и предоставления в налоговые органы отчета о выполненных научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках. Особенности отнесения результатов интеллектуальной деятельности и иных объектов интеллектуальной собственности (исключительных прав на них) к нематериальным активам. Порядок учета убытков, образовавшихся вследствие реализации налогоплательщиком нематериального актива, полученного в результате осуществления расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки. Особенности определения срока полезного использования НМА для целей налогообложения.
- Особенности налогообложения НДС при выполнении НИОКР. Изменения в Налоговый кодекс РФ, устанавливающие налоговые льготы в сфере интеллектуальной собственности (ФЗ от 02.07.2021 № 305-ФЗ). Какие именно работы относятся к НИОКР для целей налогообложения. Определение места реализации работ (услуг) для целей налогообложения НДС с учетом актуальных изменений законодательства о налогах и сборах. Исчисление НДС налоговым агентом – российской организацией при выполнении НИОКР. Порядок освобождения от налогообложения НДС научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Отдельные вопросы, связанные с порядком обоснования правомерности применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций, связанных с выполнением НИОКР. Какими документами подтверждается применение льготы? Отдельные вопросы применения налоговых вычетов. Особенности отнесения сумм НДС на затраты по производству и реализации товаров, работ, услуг при наличии облагаемого и необлагаемого оборотов. Определение пропорции для целей ведения раздельного учета НДС организацией, выполняющей научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Восстановление НДС, ранее принятого к вычету, при выбытии нематериальных активов. Новые нормы НК РФ 2019 года, связанные с применением вычетов, в т.ч. при проведении НИОКР (Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ). Проблемные вопросы применения вычетов по НДС при приобретении нематериальных активов, используемых для операций, предусмотренных статьей 149 НК РФ, местом реализации которых не признается территория РФ. Самостоятельное определение сроков полезного использования НМА. Освобождение от НДС при выполнении НИОКР соисполнителями. Состав расходов на приобретение исключительных прав на изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; программы для ЭВМ и базы данных; топологии интегральных микросхем.
- Инвестиционный налоговый вычет в отношении НИОКР: новые правила в 2022 году. НДС с онлайн-продаж. Раздельный учет НДС: новые правила НДС в IT-секторе. Операции, не подлежащие налогообложению НДС. Вычет НДС по ОС, включая ЭВТ и НМА. Приобретение электронных услуг иностранных IT-компаний. Налоговый агент. Определение места реализации услуг. Освобождение от налогообложения НДС реализации программного обеспечения по лицензионному договору. Проблемные вопросы применения вычетов по НДС при приобретении нематериальных активов, используемых для операций, предусмотренных статьей 149 НК РФ, местом реализации которых не признается территория РФ. Самостоятельное определение сроков полезного использования НМА. Освобождение от НДС при выполнении НИОКР соисполнителями.
- Учёт услуг сторонних организаций. Учёт средств, полученных на научные исследования и экспериментальные разработки, из бюджетов различных уровней, из внебюджетных фондов органов исполнительной власти и от коммерческих организаций. Убыток от выбытия нематериальных активов в бухгалтерском и налоговом учете. Влияние формы и содержания договоров на учёт и налогообложение. Основные положения договора, важные для правильного построения бухгалтерского и налогового учета.
- Ответы на вопросы.
©РФОП Экономика и Управление, 2023 г.
Стоимость on-line трансляции: 23 850* руб. (НДС не облагается)
Наши партнеры Эксперты «РФОП»
Российский Фонд образовательных программ «Экономика и Управление» - узнаваемый бренд, подтвержденный 14-летним опытом работы на рынке образовательных услуг и рекомендациями государственных и бизнес-структур. Российский фонд - некоммерческая организация, созданная в 2003 году в Москве. Ежегодно в мероприятиях Российского Фонда принимают участие свыше 10 000 человек.
Среди экспертов Российского Фонда: представители Госдумы, Совета Федерации, министерств и ведомств (Минфин, Минобороны, Минпромторг, ФАС, ФНС, Роспотребнадзор и др.), эксперты Верховного суда, судьи арбитражной системы.
Программы Российского Фонда отличает неизменная актуальность и ориентация на практические проблемы ведения бизнеса. Российский Фонд предлагает высокую профессиональную компетенцию лекторов, информацию только «из первых рук», максимально структурированное изложение и рекомендации экспертов. Палитра форматов мероприятий разнообразна: от онлайн-трансляций до зарубежных стажировок.
В результате обучения специалисты компаний намного эффективнее справляются с поставленными перед ним задачами, а главное — способны планировать и выстраивать работу подразделений с учетом важнейших стратегических целей, стоящих перед бизнесом в целом.