Интеллектуальные транспортные системы и «умный город»

Копенгаген, Дания

В Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года разработка интеллектуальных транспортных систем (ИТС) является одним из направлений «формирования единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры». Такие системы сейчас быстро развиваются в центральной части России и особенно в Москве, где они позволяют сократить протяженность дорожных заторов, оптимизировать маршруты общественного транспорта, своевременно оповещать водителей и пассажиров о ситуации на дороге и т.д. ИТС внедряются на российских скоростных платных дорогах (повышение уровня безопасности движения) и на Российских железных дорогах – например, руководство ОАО «РЖД» приняло решение о создании в отрасли «Единой интеллектуальной системы управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте» – ИСУЖТ.

С 2018 по 2025 г. в России реализуется Приоритетный федеральный проект «Безопасные и качественные дороги», одна из целей которого - внедрение ИТС в регионах России. Проект решает такие задачи, как оптимизация транспортных потоков, обеспечение синхронизации развития всех видов транспорта городских агломераций, переключение перевозок грузов на иные виды транспорта, перевозок пассажиров – на общественный транспорт; обеспечение повышения эффективности расходования средств дорожных фондов за счет создания автоматизированных мониторинговых систем, ориентированных на взаимодействие с пользователями автомобильных дорог. В Москве городские целевые программы «умный город», включающие информатизацию городского движения, реализуются уже на протяжении 15 лет (программы «Электронная Москва» и «Информационный город»).  В проекте «умного города» в Копенгагене участвуют городские организации разного профиля - частные технологические компании, университеты и исследовательские центры, органы муниципального управления, и общественные организации.

Стажировкой предусмотрено посещение Выставки «Интеллектуальные транспортные системы» и встречи с руководителями и специалистами городского Правительства Копенгагена (Управление технологий и экологии), организаций-членов консорциума, разрабатывающего городскую платформу «умного» управления транспортом CITC - Copenhagen Intelligent Traffic Solutions, в том числе с профильной кафедрой Датского технического университета и компаниями Citelum и Leapcraft.

  • Отдельной опцией является участие в Международном конгрессе «Интеллектуальные транспортные системы». Это крупнейшее ежегодное международное мероприятие по теме «умный транспорт». Тема Конгресса – «Качество жизни в Копенгагене, улучшение повседневной жизни людей за счет применения умных и устойчивых решений и мобильности». Стоимость одного дня участия – 630 Евро.

Цель стажировки: знакомство с передовым опытом реализации интеллектуальной транспортной системы и инновациями в управлении городским транспортом.

Требования к участникам: к участникам стажировки профессиональных требований не предъявляется. Количество мест в группе ограничено.

Почему Дания? Копенгаген – один из первых городов мира, с 2015 г. применяющий эту концепцию для оптимизации работы городского транспорта. Технологии ИТС позволяют предоставлять более продолжительный зеленый свет для автобусов, велосипедистов и пешеходов, сокращая их время в пути на 30% и более, и эффективно «разгонять» пробки и заторы, учитывать погодные условия, дорожную обстановку и пр. в реальном времени.

Планируемые результаты участия в стажировке:

  • Знакомство с технологиями, разработчиками и производителями ИТ-решений и оборудования, лучшими мировыми практиками управления транспортом с участием ИК-систем.
  • Знакомство и обмен опытом со специалистами по реализации концепции «умного города»

Основные вопросы стажировки:

  • Умные транспортные системы (ITS), в том числе работа с данными на расстоянии и управление парком.
  • Альтернативные виды топлива – электричество, водород и биотопливо.
  • Управление мобильностью, городская логистика и пр.
  • Консультирование, планирование и дизайн «умного города»
  • ИКТ, компьютерное моделирование, разработка и использование мобильных приложений.
  • ИКТ реального времени для координации движения общественного транспорта.
  • Возможности больших открытых данных.
  • Безопасность транспорта и коммуникаций.
  • Городские инициативы и стандарты.

ПРОГРАММА:

В программу стажировки входят посещение Выставки «Интеллектуальные транспортные системы», Датского технического университета Копенгагена, городского управления по делам «умного города», демонстрация городских решений в области «умного транспорта» и встречи с их разработчиками.

  1. 17 – 18 сентября – участие в выставке продуктов и услуг «Интеллектуальные транспортные системы.
  2. 19 – 21 сентября – посещение компаний-разработчиков устройств и программного обеспечения для «умного города» в Копенгагене и профильной кафедры Датского технического университета.
Датский технический университет (ДТУ) – ведущий технический университет в Скандинавии, один из лучших в Европе. Занимается исследованиями в области оптимизации транспортной сети по трем ключевым параметрам: пробки, загрязнение воздуха, и безопасность движения. Сотрудники ДТУ разрабатывают модели управления автомобильным, железнодорожным и велосипедным транспортом, движением пешеходов, грузоперевозками, морским и воздушным флотом.

Компания Citelum Denmark – датское подразделение европейской группы Citelum, специализируется на эксплуатации, обслуживании и обновлении электроустановок в общественных местах, включая уличное освещение, системы дорожного движения, датчики окружающей среды, камеры наблюдения и пр.

Компания Leapcraft – поставщик инновационных решений и продуктов для «цифровой трансформации», основанных на Больших Данных и Интернете вещей. Предлагает решения по мониторингу, в том числе загрязнения воздуха, городских пробок и пр., интеграции, обработке и визуализации данных.

Особенности программы: стажировка предназначена для руководителей, менеджеров и специалистов транспортных компаний, городских транспортных служб, РЖД, метрополитенов России, компаний-производителей ИТ и других решений для «умного транспорта», авиакомпаний и пароходств, управлений федеральными трассами, муниципальных подразделений по транспорту и экологии.

Стоимость участия одного сотрудника: 2950 Евро.

Участникам стажировки предоставляются:

  • авиаперелет Москва-Копенгаген – Москва (эконом-класс),
  • транспортное обеспечение в ходе стажировки, 
  • одноместное размещение в отеле 4*, 
  • одноразовое питание, 
  • визовое обеспечение, 
  • медицинская страховка на время пребывания за рубежом, 
  • обучение и деловые встречи, 
  • услуги переводчика на всех мероприятиях стажировки и сопровождающий менеджер на все время стажировки, 
  • выдача сертификатов о стажировке.